Новые возможности керамзита

*Материал партнера - Центр поддержки предпринимательства "Деловые медиа"

С 1 июля 2018 года в Беларуси введен новый стандарт – СТБ EN 15732-2018. Его действие распространяется на легкие керамзитовые заполнители, применяемые в качестве легкой засыпки и теплоизоляционных материалов в насыпях для автомобильных и железных дорог, других зон, предназначенных для движения транспорта.

Инициатором введения стандарта является ОАО «Завод керамзитового гравия г. Новолукомль», крупнейший производитель керамзита в Европе и на постсоветском пространстве. Предприятие заинтересовано в расширении сферы применения своей продукции, в первую очередь на отечественном рынке.

Пористая структура, легкий вес, достаточная прочность – эти качества материала могут быть востребованы в дорожном строительстве при устройстве оснований дорог, в частности в тех случаях, когда надо уменьшить давление на неустойчивые грунты и устранить осадочные явления. Материал, который легче грунта, способен компенсировать нагрузки на основание дорог. Об этом свидетельствует зарубежный опыт.

Значимые проекты с применением керамзита реализованы в ряде европейских стран – Швеции, Чехии, Германии.

Очень интересный и убедительный пример – строительство объездной дороги немецкого населенного пункта Эберсберг.

 – Самую большую проблему составляла прокладка коммуникаций через торфяники. Представьте себе 9 метров мягкого насыщенного торфа, под которым находится слой ила толщиной примерно еще 2 метра. Понадобилось максимально уменьшить нагрузку на площадь торфяника, – обрисовал подробности реализации проекта начальник технического отдела предприятия Александр Дервоед. – Решение было найдено в применении керамзита. Поверх слабых грунтов основания была отсыпана многослойную насыпь: 0,5 м щебня, слой геотекстиля, далее отсыпка керамзитом высотой от 0,3 до 1,8 м и опять слой геотекстиля и полметра щебня. Всего было отгружено 17 тысяч кубов керамзита! Но при этом не понадобилось производить очень затратную выемку торфяного грунта. Тем самым существенно сократили время строительства дороги, а также минимизировали вмешательство в природу. Тяжелые строительные машины курсировали по этой насыпи до участков дороги, на которых еще велось строительство. И не было обнаружено никаких просадок, что подтвердило высокую несущую способность новой трассы.

Александр Дервоед обращает внимание на еще один важный аспект: при последующей реконструкции таких объектов, керамзит можно изымать из насыпи. Материал не теряет свойств и может использоваться повторно.

 – Применение керамзита на проблемных участках дорог, где имеются просадки грунтов, оправдано и с технической, и экономической точек зрения, – утверждает директор завода Михаил Лазарашвили. – Керамзит, бесспорно, не самый дешевый материал. Но если оценивать сметную стоимость всего объекта, то экономически целесообразнее все-таки использовать керамзит, чем производить замену слабых грунтов в основании, с учетом затрат на выполнение таких работ и с учетом дальнейшей эксплуатации дорог без осадок и связанных с ними дорогостоящих ремонтов.

Еще одна сфера возможного применения керамзита – устройство звукоизолирующих экранов вдоль автотрасс. При грамотном применении это отличный звукопоглощающий материал.

Несущая часть конструкции такого экрана – плотный бетон. Наружная часть выполняется из крупнопористого керамзита, который поглощает звуковую волну. Конструкции из других материалов на дорогах недолговечны и требуют периодической замены. Керамзитобетонные панели более долговечны. Изготовление их несложно, а эффективность высока, заверяет начальник цеха производства керамзитобетонных изделий Александр Литвинов. Для защиты от загрязнений на такие экраны можно наносить акриловые краски.

Тем временем специалисты завода прорабатывают возможность применения керамзита в составе легких бетонов при возведении железнодорожных и автомобильных мостов, эстакад, развязок.

Примеры успешного мостостроения с применением легкого бетона есть в Голландии, Норвегии. Но технологи предприятия предлагают свой состав керамзитобетона высокой прочности.

 – Это материал с высоким эксплуатационными свойствами, – заверяет начальник заводской испытательной лаборатории Татьяна Добровольская. –  Один куб нашего бетона весит 1800 кг. Керамзита в нем – 0,43 куба. Плотность сжатия спустя 28 суток составила 65,2  мПа. Применение такого бетона позволит снизить вес конструкций, сократить материалоемкость строительства за счет экономии бетона и металлической арматуры, уменьшить стоимость работ, а также расходы на транспорт и монтаж конструкций за счет применения менее грузоподъемной техники.