Шалый Е.E., Леонович С.Н., Ким Л.В. - ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССОВ И МЕХАНИЗМА КОРРОЗИИ ШЕЛЬФОВЫХ СООРУЖЕНИЙ ОСТРОВА САХАЛИН

АННОТАЦИЯ

В последние годы в Российской Федерации уделяют большое внимание развитию шельфовых зон Арктики и Дальнего Востока. Это связанно в первую очередь с интересом государства к добыче углеводородов и развитию Северного Морского Пути. Однако портовая инфраструктура этих регионов находится в крайне неудовлетворительном состоянии. Большинство портов Дальнего Востока имеют большой износ причальных сооружений, поэтому для решения задач по освоению шельфа нужно в первую очередь реконструировать и отремонтировать гидротехнические сооружения уже существующих портов и портовых терминалов, а впоследствии заняться их модернизацией, расширением или строи-тельством новых. Одним из главных условий обеспечения высокого качества и долговечности таких сооружений является учет природно-климатических особенностей места строительства как на стадии проектирования сооружения, так и во время его возведения, реконструкции или капитального ремонта. Поэтому инженеру-строителю всегда необходимо знать и учитывать специфику того района, где он строит сооружение. Шельфовая зона Дальнего Востока находится на стыке крупнейшего на планете материка и самого большого океана. Для климата характерна муссонная циркуляция воздушных масс. В среднем тут проходит около ста циклонов в год. Некоторые из них обуславливают продолжительную пасмурную погоду с обильным выпадением осадков в виде дождя и снега. Нет ничего удивительного, что в рассматриваемом районе при таких условиях происходит интенсивная коррозия материала конструкций гидротехнических сооружений. Авторами проведены исследования хлоридного разрушения морских гидротехнических сооружений (далее ГТС) острова Сахалин. Для определения особенностей конструкции сооружений и планирования работ по контрольно-инспекторскому обследованию проведен анализ проектной, исполнительной и эксплуатационной документации. Определены основные причины коррозионного разрушения ГТС острова Сахалин. Выполнен вероятностный расчет проникновения хлоридов и CO2 в бетон защитного слоя ГТС в зоне переменного уровня воды. Выполнено сравнение вероятностного расчета содержания хлоридов и CO2 на некоторой глубине с дан-ными лабораторных исследований.

Ключевые слова: коррозия, DuraCrete, хлоридная агрессия, карбонизация, шельфовые сооружения, долговечность.

Полный текст статьи: PDF.508 Kb (на русском языке)

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Bazant Z. Physical model for steel corrosion in concrete sea structures, part 1-theory, part 2-application. J. Struct. Div. Am. Soc. Civ. Eng. 1979. 105, ST6. pp. 1137-1166.
2. DuraCrete. Models for Environmental Actions on Concrete Structures // Document BE95-1347/R3. Contract BRPRCT95- 0132, Project BE95-1347. Gouda, 1999.
3. DuraCrete R17, 2000, DuraCrete Final Technical Report, Document BE95-1347/R17, May 2000, The European Union – Brite EuRam III, DuraCrete – Probabilistic Performance based Durability Design of Concrete Structures, includes General Guidelines for Durability Design and Redesign, Document BE95-1347/R15, February 2000, CUR, Gouda.
4. Gehlen C. Probabilistische Lebensdauerbemessung von Stahlbetonbauwerken, Deutscher Ausschuss for Stahlbeton 510, Berlin, 2000.
5. Polder, R.B., Visser, J., 2004, Redistribution of chloride in blended cement concrete during storage in various climates, 3rd RILEM Workshop Testing and Modelling Chloride Ingress into Concrete, Eds. C. Audrade, J. Kropp, PRO 38, RILEM SARL publications, ISBN 2-912143-48-9
6. Schiessl, P. Corrosion of Steel in Concrete / P. Schiessl // Report of the TC60-CSC RILEM. Chapman and Hall. London, 1988. 154 p.
7. Vesikari, E. Carbonation and Chloride Penetration in Concrete with Special Objective of Service Life Modelling by the Factor Approach Research report VTT-R-04771-09, 2009.
8. Yoon, I-S. Deterioration of Concrete due to Combined reaction of Carbonation and Chloride Penetration: Experimental Study Key Engineering Materials. Vol. 348-349(2007). pp. 729-732.
9. Леонович, С. Н. Алгоритм расчета долговечности железобетонных конструкций при хлоридной агрессии / С. Н. Леонович // Перспективы развития новых технологий в строительстве и подготовке кадров Республики Беларусь: сб. тр. VII Междунар. науч.-методич. семинара; под ред. Н. П. Блещика, А. А. Борисевича, Т. М. Пецольда. – Брест: БрГТУ, 2001. – С. 432-435.
10. Леонович, С. Н. Вероятностная оценка коррозии арматуры в существующих железобетонных конструкциях при хлоридной агрессии / С. Н. Леонович // Перспективы развития новых технологий в строительстве и подготовке кадров Республики Беларусь: сб. тр. VII Междунар. науч.-методич. семинара; под ред. Н. П. Блещика, А. А. Борисевича, Т. М. Пецольда – Брест: БрГТУ, 2001. – С. 435-440.
11. Леонович, С. Н. Модели периода инициирования коррозии арматуры / С. Н. Леонович // Строительные материалы. –2012. – С. 74-75.
12. Розенталь, Н. К. О максимально допустимом содержании хлоридов в бетоне / Н. К. Розенталь // Строительные ма- териалы. – 2017. – С. 82-84.
13. Розенталь, Н. К. Коррозионная стойкость цементных бетонов низкой и особо низкой проницаемости / Н. К. Розенталь. – М.: Федеральное гос. унитарное предприятие «Центр проектной продукции в строительстве» (ФГУП ЦПП), 2006. – 520 с.
14. Розенталь, Н. К. Способ оценки коррозионного состояния стальной арматуры в железобетонных конструкциях / Н. К. Розенталь // Изучение стойкости железобетона в агрессивных средах; под. ред. В.М. Москвина, Ю.М. Савиной. – М.: Стройиздат, 1980. – С. 72-80.
15. Технический отчет по инженерно-экологическим изысканиям в Холмском Морском Торговом Порту / «ООО ПриМорПроектБюро». – Владивосток, 2015.

ISSN 2076-6033

DOI: 10.23746/2017-9-28