Шепелевич Н.И., Коноплицкий А.Л. - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ВИБРОИЗОЛЯЦИОННЫХ СВОЙСТВ БЛОКОВ УПРУГОГО КРЕПЛЕНИЯ РЕЛЬСОВОГО ПУТИ МЕТРОПОЛИТЕНА

АННОТАЦИЯ

Приведены результаты экспериментальных исследований виброизолирующих характеристик упругого рельсового пути метрополитена. Исследования проведены на фрагментах рельсового пути, состоящих из железобетонных плит размером 1,5 х 3 х 0,2 м, на которых были установлены (в бетоне) фрагменты рельсовой решетки, состоящей из: 1-виброизоляционных блоков системы ЕBS; 2 – бетонных блоков с системой упругого скрепления «300 UTS Vossloh»; 3 – деревянных шпал (базовый вариант). Статические жесткости виброизоляционной системы блоков составляли 17,9 кН/мм – для блоков типа ЕВS (виброизоляционная прокладка и слой упругой изоляции) и 17,2 кН/мм – для блоков типа «300 UTS Vossloh» (жесткость виброизоляционной прокладки). Испытания выполнены путем установки на рельсовый путь вибровозбудителя весом 75 кН, снабженного двумя промышленными вибраторами: 1 – с вынуждающей силой 20 кН и частотой 50Гц; 2 – с вынуждающей силой 24,2 кН с частотой 25 Гц. О степени виброизоляции систем рельсового пути судили по величине максимальных среднеквадратичных виброускорений, измеренных в контрольных точках бетонного основания. Уровни виброускорений замеряли в частотных полосах 31,5 Гц и 63 Гц с помощью трехканального виброметра «Октава 101-ВМ». Обработка сигналов вибродатчиков производилась с использованием программного обеспечения – «R110 Version 1.20».

Установлено, что из двух типов бетонных блоков наибольшая виброизоляция основания рельсового пути достигается при применении блоков типа ЕВS. В среднеквадратичной частотной полосе 31,5 Гц достигается снижение уровня вертикальной вибрации до 4,3 дБ, а в частотной полосе 63 Гц – от 3,0 до 10,6 дБ. Уровень вибрации в горизонтальных направлениях снижен, соответственно, от 2,7 дБ до 13,8 дБ и от 3,1 до 11,4 дБ.

В сравнении с рельсовым путем на деревянных шпалах блоки типа ЕВS обеспечивают снижение вертикальной вибрации в частотной полосе 31,5 Гц от 3,2 дБ до 11,1 дБ. Уровень же вибрации в основании рельсового пути с блоками типа ЕВS в горизонтальном направлении (в продольном и поперечном) на частоте 63 Гц выше на 2,5–7,7 дБ, что можно объяснить демпферным эффектом деревянных шпал вследствие их большого объема, в т. ч. и наличием трещин.

Ключевые слова: виброизоляционные железобетонные блоки, фрагменты рельсового пути метрополитена, виброизоляционные испытания, виброускорения.

Полный текст статьи: PDF.818 Kb (на английском языке)

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Bochkaryov D. I., Kebikov A. A., Miroshnikov N. E., Polishchuk V. P., Kozak P. M. Mechanics of machines and mechanisms. 2012. No. 2 (19). pp. 94-98. (rus)
2. Kolodkin M. N., Zaitsev A. A. Transport of the Russian Federation. 2012. No. 3-4 (40-41). pp. 74-76. (rus)
3. Bershtein M. F., Ilyichev V. A., Korneev B. G. et al. Dinamicheskiy raschet zdaniy i sooruzeniy [Dynamic design of buildings and installations]; ed. B. G. Korneev, I. M. Rabinovich. Moscow: Stroyizdat Publ., 1984. pp. 8-19. (rus)

ISSN 2076-6033

DOI: 10.23746/2017-9-6