Шепелевич Н.И., Коноплицкий А.Л.
Аннотация
Приведены результаты экспериментальных исследований виброизолирующих характеристик упругого рельсового пути метрополитена. Исследования проведены на фрагментах рельсового пути, состоящих из железобетонных плит размером 1,5 х 3 х 0,2 м, на которых были установлены (в бетоне) фрагменты рельсовой решетки, состоящей из: 1-виброизоляционных блоков системы ЕBS; 2 – бетонных блоков с системой упругого скрепления «300 UTS Vossloh»; 3 – деревянных шпал (базовый вариант). Статические жесткости виброизоляционной системы блоков составляли 17,9 кН/мм – для блоков типа ЕВS (виброизоляционная прокладка и слой упругой изоляции) и 17,2 кН/мм – для блоков типа «300 UTS Vossloh» (жесткость виброизоляционной прокладки). Испытания выполнены путем установки на рельсовый путь вибровозбудителя весом 75 кН, снабженного двумя промышленными вибраторами: 1 – с вынуждающей силой 20 кН и частотой 50Гц; 2 – с вынуждающей силой 24,2 кН с частотой 25 Гц. О степени виброизоляции систем рельсового пути судили по величине максимальных среднеквадратичных виброускорений, измеренных в контрольных точках бетонного основания. Уровни виброускорений замеряли в частотных полосах 31,5 Гц и 63 Гц с помощью трехканального виброметра «Октава 101-ВМ». Обработка сигналов вибродатчиков производилась с использованием программного обеспечения – «R110 Version 1.20».Установлено, что из двух типов бетонных блоков наибольшая виброизоляция основания рельсового пути достигается при применении блоков типа ЕВS. В среднеквадратичной частотной полосе 31,5 Гц достигается снижение уровня вертикальной вибрации до 4,3 дБ, а в частотной полосе 63 Гц – от 3,0 до 10,6 дБ. Уровень вибрации в горизонтальных направлениях снижен, соответственно, от 2,7 дБ до 13,8 дБ и от 3,1 до 11,4 дБ.
В сравнении с рельсовым путем на деревянных шпалах блоки типа ЕВS обеспечивают снижение вертикальной вибрации в частотной полосе 31,5 Гц от 3,2 дБ до 11,1 дБ. Уровень же вибрации в основании рельсового пути с блоками типа ЕВS в горизонтальном направлении (в продольном и поперечном) на частоте 63 Гц выше на 2,5–7,7 дБ, что можно объяснить демпферным эффектом деревянных шпал вследствие их большого объема, в т. ч. и наличием трещин.
Ключевые слова: виброизоляционные железобетонные блоки, фрагменты рельсового пути метрополитена, виброизоляционные испытания, виброускорения.
Для цитирования: Шепелевич, Н.И Экспериментальные исследования виброизоляционных свойств блоков упругого крепления рельсового пути метрополитена / Н.И. Шепелевич, А.Л. // Проблемы современного бетона и железобетона : сб. науч. тр. / Ин-т БелНИИС; редкол.: О. Н. Лешкевич [и др.]. – Минск, 2017. – Вып. 9. – С. 80-95. https://doi.org/10.23746/2017-9-6
Полный текст статьи на английском языке
Список использованных источников
- Bochkaryov D. I., Kebikov A. A., Miroshnikov N. E., Polishchuk V. P., Kozak P. M. Mechanics of machines and mechanisms. 2012. No. 2 (19). pp. 94-98. (rus)
- Kolodkin M. N., Zaitsev A. A. Transport of the Russian Federation. 2012. No. 3-4 (40-41). pp. 74-76. (rus)
- Bershtein M. F., Ilyichev V. A., Korneev B. G. et al. Dinamicheskiy raschet zdaniy i sooruzeniy [Dynamic design of buildings and installations]; ed. B. G. Korneev, I. M. Rabinovich. Moscow: Stroyizdat Publ., 1984. pp. 8-19. (rus)
ISSN 2076-6033