Шепелевич Н.И., Коноплицкий А.Л., Устинович А.В.
Аннотация
Приведены результаты экспериментальных исследований вибрации тоннеля метрополитена при устройстве рельсового пути на блоках упругого крепления марки БВ2-М по ТУ BY 100261791.003-2017. Цель исследований – оценка виброизолирующей способности системы упругого крепления рельсового пути.Исследования выполнены на строящемся участке третьей линии Минского метрополитена. Динамическая нагрузка на рельсовый путь создавалась путем прогона тепловоза со скоростью ≈40 км/час. Тепловоз имел две двухосные платформы общим весом 90 кН и 150 кН.
Оценку эффективности виброизоляции рельсового пути производили по уровню вибрации (виброускорений), передаваемой на рельс и вибрации-отклика, возникающей в лотке, своде и боковой грани обделки тоннеля. Виброускорения измеряли в двух поперечных сечениях тоннеля, в одном из которых имелось стыковое соединение рельсов.
Установлено, что максимальные уровни вибрации, передаваемой на рельс и вибрации-отклика, возникающей в конструкциях обделки тоннеля, зафиксированы в контрольных точках сечения тоннеля со стыковым соединением рельсов. Так, в октавных полосах со среднегеометрическими частотами 31,5 Гц и 63 Гц максимальные величины среднеквадратичных значений ускорений, передаваемых на рельс, составляли 130–135 дБ, что соответствует уровню вибрации, возникающей при прохождении типового состава электропоезда. Величины виброускорений отклика, возникающих в лотке, своде и на уровне горизонтального диаметра обделки тоннеля, оказалась меньше на 7–10 дБ, чем в аналогичных конструкциях первой линии Минского метрополитена с безбалластным рельсовым путем на деревянных шпалах.
Приведены фрагменты виброграмм (в м/с2), позволяющие определить собственные частоты колебаний конструкций тоннельной обделки и произвести их сравнение с частотами собственных колебаний перекрытий зданий, для предотвращения резонансной вибрации.
Ключевые слова: рельсовый путь метрополитена, виброизоляционные блоки, виброиспытания обделки тоннеля, виброускорения, виброграммы, собственные частоты колебаний.
Для цитирования: Шепелевич, Н. И. Исследование вибрации обделки тоннеля метрополитена при упругом креплении рельсового пути / Н. И. Шепелевич, А. Л. Коноплицкий, А. В. Устинович // Проблемы современного бетона и железобетона : сб. науч. тр. / Ин-т БелНИИС; редкол.: О. Н. Лешкевич [и др.]. – Минск, 2018. – Вып. 10. – С. 78–92. https://doi.org/10.23746/2018-10-05
Полный текст статьи на английском языке
ISSN 2076-6033